ссылка

Белорусские добровольцы в СВО и информационная война против них

На заглавном фото: белорусские добровольцы на защите Донбасса
Увеличить шрифт
А
А
А

Участие граждан Белоруссии в конфликте на Украине за последние десять лет стало одной из самых чувствительных тем в общественно-политическом дискурсе страны. Она затрагивает не только вопросы идеологического и юридического характера, но и морально-этического, так как используется противниками белорусских властей как инструмент в развязанной против официального Минска информационной войны.

Стоит напомнить, что белорусы стали появляться в зоне украинского конфликта ещё в 2014 году – как на стороне ополченцев республик Донбасса, так и в составе украинских формирований. На тот момент белорусское законодательство не содержало прямого запрета на участие граждан страны в вооружённых конфликтах за границей, но в Минске не могли не реагировать на происходящее, и в 2016 году в Белоруссии были внесены поправки в Уголовный кодекс, согласно которым участие в боевых действиях за пределами страны без разрешения государства стало уголовно наказуемым. Это был важный шаг, направленный на формальное ограничение наёмничества и предотвращение вовлечения граждан в чужие войны. В результате, в 2016 2021 годах были возбуждены уголовные дела против нескольких человек, воевавших на стороне Украины, а правоохранительные органы неоднократно предупреждали белорусов о том, что участие в конфликте на любой из сторон будет пресекаться самым жёстким образом.

После февраля 2022 года ситуация изменилась. Минск, напрямую не участвуя в проводимой Россией специальной военной операции (СВО), полностью поддержал действия Москвы, а значительное количество простых белорусов по зову сердца отправились на защиту Донбасса. Поэтому белорусские власти, формально не меняя своего отношения к принятым ранее законам, перестали обращать внимание на тех, кто по своей воле отправился в зону проведения СВО и заключил контракты с Вооружёнными силами России. Однако отношение в Минске к тем, кто продолжил воевать на стороне киевского режима не только не изменилось, но и стало жёстче. Этому есть довольно простое объяснение – в отличие от защитников Донбасса, те, кто добровольно встал на сторону Киева, стали представлять прямую угрозу для государственной безопасности Белоруссии, так как неоднократно заявляли о своей готовности вернуться на родину «на танках».

Как известно, наиболее известным белорусским формированием на стороне Украины является полк имени Кастуся Калиновского*, созданный в марте 2022 года. Через него, по оценкам разных источников, прошли до полутора тысяч «добровольцев» (многие из них на сегодняшний день уже нашли свою погибель). По открытой информации, это преимущественно молодые люди, уехавшие из Белоруссии после протестов 2020 года, среди которых националисты, футбольные фанаты, анархисты и те, у кого на родине были проблемы с законом. Представители «калиновцев» неоднократно заявляли, что после окончания конфликта на Украине они намерены участвовать в силовом «освобождении Белоруссии» (то есть нападении на Республику). Поэтому неудивительно, что осенью 2024 года белорусский Верховный суд признал полк «террористической организацией», что стало юридическим основанием для возбуждения уголовных дел в отношении его участников и тех, кто хотел к нему примкнуть. Несколько десятков белорусов получили заочные приговоры, а СМИ, связанные с подразделением, были внесены в список экстремистских. Например, в октябре стало известно, что Следственный комитет начал специальное производство против пяти известных участников полка: бывших командиров Дениса Прохорова и Павла Шумрея, представителя по обороне в Объединённом переходном кабинете (признан в Белоруссии террористической организацией) и бывшего заместителя командира полка Вадима Кабанчука, а также Алексея Ковальчука и Алексея Назарова. Их обвиняют по множеству уголовных статей, начиная от «создания преступной организации» и «участия на территории иностранного государства в вооружённом формировании» и заканчивая терроризмом. Это более чем ярко демонстрирует современное отношение белорусских властей к тем, кто встал на сторону киевского режима.

В 2024 2025 годах в украинских и оппозиционных СМИ появилось множество публикаций, где полк Калиновского называют «военным и политическим авангардом белорусской демократии». Однако внутри самого формирования не всё так однозначно. Периодически в прессе появляются истории о конфликтах, злоупотреблениях, непрозрачности финансовых потоков и пр., что стало характерными явлениями не только для полка Калиновского, но и других подразделений белорусских наёмников на Украине. В данном случае стоит напомнить, что в первое время «калиновцы» действительно были военной структурой, которая выезжала на определенный сектор фронта, где выполняла определённые задания. Однако со временем полк Калиновского растерял всё, а к середине 2025 года часть его представителей заявила о переходе к «политической деятельности» и создании «движения калиновцев», что вызвало критику даже Киева, увидевшего в этом отказ от реального участия в боевых действиях. Да и массовости в данном подразделении, как сообщали сами его участники, никогда не наблюдалось: на пике, включая резерв в Польше, было порядка 500 человек, а непосредственно на Украине находилось не более 350 человек, из которых «боевой работой» занималось лишь около 200. Теперь же о «калиновцах» в зоне боевых действий не слышно, как и о других, более мелких «добровольческих» подразделениях, состоящих из граждан Белоруссии. Впрочем, это нисколько не мешает белорусской оппозиции продолжать героизацию тех, кто принял сторону киевского режима вне зависимости от реальности.

По другую сторону фронта находятся белорусы, защищающие Донбасс в составе российских подразделений. Они официально не объединены в отдельные подразделения, а о их численности говорят лишь разрозненные сведения. Например, В 2019 году одна из исследовательских организаций называла число белорусских добровольцев на стороне ЛНР и ДНР приблизительно в 500 человек. В августе 2022 года заместитель начальника Главного оперативного управления украинского Генштаба Алексей Громов и вовсе сообщал о 13 тыс. граждан Белоруссии, готовых воевать на стороне России. После начала СВО часть из них подписала контракты с Министерством обороны России. При этом общей чертой белорусских добровольцев, воюющих на стороне России, является отсутствие ярко выраженной жажды наживы, а также любых националистических взглядов, а сами они гораздо более мотивированы, чем их противники, и зачастую уже имеют боевой опыт. 

Кроме того, в отличие от воюющих за украинский режим белорусов, которые активно представлены в публичном поле, большинство тех, кто находится на стороне России, остаются вне медийного внимания. Они редко дают интервью, не формируют организованных политических структур и не создают информационных ресурсов. Вследствие этого их образ формируется исключительно извне – и не только сторонниками, но и противниками России, ведущими и информационную войну.

Одним из ярких примеров стала публикация проукраинскими ресурсами в октябре текущего года «списка» из 1338 имён белорусов, воюющих на стороне России и 314 погибших, который вызвал широкий резонанс. Среди «погибших» белорусов были зафиксированы бывшие военнослужащие, охранники, рабочие, участники пророссийских движений в Белоруссии и пр. Причем публикации сопровождались уничижительными комментариями украинских и оппозиционных белорусских журналистов, целью которых было расчеловечивание белорусов, добровольно ушедших воевать за Россию.

Не брезговали и откровенной ложью: в некоторых публикациях в один список попадали имена людей, которые числятся живыми или не имели отношения к боевым действиям. Более того, в реальности социальные профили белорусских добровольцев очень разнообразны: среди них, конечно, есть те, кто не смог найти себя в мирной жизни, однако большинство искренне верят в необходимость защиты России и Белоруссии от украинского нацизма.

В данном случае следует отметить одну немаловажную деталь. Публикуя сведения о более чем 1300 белорусов, участвующих в СВО на стороне РФ, а также 596 контрактах, подписанных гражданами Белоруссии с российской армией за 6 месяцев 2025 года, белорусская оппозиция и их украинские кураторы сами подтверждают то, что всегда старались отрицать – участие граждан Белоруссии в защите Донбасса приняло характер масштабного явления, отрицать которое не имеет смысла. Поэтому и отношение «змагаров» к тем, кто воюет на стороне России как к «симптому деградации общества» – не более чем попытка оправдать собственную несостоятельность. Полк Калиновского, в который вложено столько усилий, так и не состоялся в качестве собственно полка, а с ВС РФ белорусы подписывают и подписывают контракты. И как бы не старалась белорусская оппозиция за рубежом изменить реальность информационным шумом, называя одних «героями», а других «маргиналами», отлично видно, кто на самом деле есть кто.

С проявлениями информационной войны в Белоруссии активно борются. Так, периодически появляются материалы о добровольцах, которые помогают защищать Донбасс, а с ним и Союзное государство, причём делают это добровольно. Одновременно о наёмниках на стороне киевского режима всегда речь идет в негативном ключе, что имеет под собой объективные причины – многие из них давно разыскиваются на родине по самым тяжким уголовным статьям, а их деятельность на Украине напрямую связана с угрозой безопасности страны. Тех, кто хочет вернуться в Белоруссию с оружием в руках, в республике с распростёртыми объятиями не ждут ни власти, ни общество. Белорусы хотят мира и стабильности, а не перманентной войны, о которой мечтают те, кто сегодня поддерживает киевский режим.

На заглавном фото: белорусские добровольцы на защите Донбасса

984
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/article/belorusskie-dobrovolcy-v-svo-i-informacionnaya-voyna-protiv-nikh