ссылка

Как Суворов занял Милан

Заглавная иллюстрация. Вступление Суворова в Милан на картине художника А.И.Шарлеманя
Увеличить шрифт
А
А
А

Среди многочисленных побед величайшего русского полководца А.В.Суворова занятие Милана, столицы Ломбардии (север Италии), выглядит не самым ярким эпизодом. Между тем, торжественное вступление русских войск в город знаменовало собой триумф Итальянского похода нашей армии, одержавшей столько блестящих побед над французами. Милан, три года бывший столицей созданной Наполеоном Цизальпинской республики, восторженно встречал своих освободителей с  крестами и хоругвями. Итальянцы, на печальном опыте познавшие вкус французской революционной «свободы», теперь мечтали о возвращении к нормальной жизни, лишённой дешёвого пафоса и бытовых лишений.

Перед тем, как приблизиться к Милану, Александр Васильевич нанёс французской армии тяжёлое поражение на реке Адда, предопределившее судьбу Ломбардии. Опасаясь новых столкновений с русскими войсками, генерал Виктор Моро предпочёл начать отступление на север, чтобы дождаться подкреплений и занять более выгодные позиции. При этом он оставил в цитадели Милана крупный гарнизон (2400 человек), который должен был задержать русское наступление.

Суворов, занятый преследованием французов, поручил донскому атаману А.К.Денисову передать австрийцам генерала Михаэля фон Меласа распоряжение блокировать Милан и далее действовать по обстоятельствам. Когда атаман прибыл в стан «союзника», то его по неизвестным причинам отказались принимать. Раздосадованный австрийским высокомерием, Денисов, человек смелый и инициативный, принял решением силами трёх своих донских полков самостоятельно выполнить поручение фельдмаршала и занять город. Когда из Милана вернулись разведчики, сообщившие, что французских солдат на улицах нет, то атаман во главе со своими донцами направился в город, занимая ключевые места. При этом ему всё же не удалось избежать стычки с французами, которые внезапно вышли из цитадели и дали залп по казакам. Как и следовало ожидать, донцы смело приняли бой и ответили врагу шквальным огнём. Не желая более искушать судьбу, противник предпочёл скрыться за стенами и больше признаков жизни не подавал.

Уже будучи в Милане, Денисов опять послал гонца к австрийцам за помощью. На этот раз фон Мелас «соизволил» ответить донскому атаману, однако своих людей так и не прислал. При этом австрийский генерал издевательски сослался на усталость войск, якобы истощённых предыдущими боями.

К счастью, небольшому донскому воинству не пришлось в одиночку принимать крупный бой с французским гарнизоном. Французским офицерам, засевшим в цитадели, хватило благоразумия не отягчать своё положение бессмысленным сопротивлением, и они заперлись в своей цитадели, ожидая осады.

29 апреля русские и австрийские войска под восторженные крики жителей вступили на миланские улицы. Суворов, успевший прибыть к началу триумфа, ехал на белом коне в сопровождении небольшого конвоя. На фасаде дома, где он остановился после, до сих пор красуется памятная табличка, сообщающая о том, что в нём жил великий фельдмаршал Суворов. Но надолго в Милане наш полководец не задержался – французы не были до конца разгромлены. Оставив австрийцев блокировать цитадель, русская армия выступила в поход, который принёс ей много новых великих свершений.

Заглавная иллюстрация. Вступление Суворова в Милан на картине художника А.И.Шарлеманя

297
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору