Киев поманил беженцев жилищными ваучерами: только сначала повоюйте
Украинские переселенцы возвращаются в опасные прифронтовые районы из-за того, что не могут обустроить свою жизнь в тыловых районах Украины, об этом говорится в докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, охватывающем период с 1 июня по 30 ноября 2025 года.
За это время прифронтовые территории покинули более 130 тысяч человек, однако после эвакуации подавляющее большинство переселенцев сталкиваются с серьёзными экономическими трудностями: «более высокой стоимостью жизни в более безопасных районах, в частности из-за высокой арендной платы, которую их доходы не могли покрыть». Иначе говоря, в тылу люди пытаются просто нажиться на переселенцах.
Со стороны властей не существует никакой работающей системы размещения беженцев, те предоставлены сами себе, каждый выживает как может – и это на четвёртом году военных действий, когда такой вопрос должен быть отработан до мелочей. Основные проблемы с размещением беженцев решают волонтёрские организации, однако у них очень часто не хватает возможностей помочь.
В результате «некоторые внутренне перемещённые лица рассматривали возможность возвращения или вскоре после эвакуации возвращались в опасные районы из-за отсутствия средств к существованию», несмотря на продолжающиеся боевые действия, говорится в докладе.
Нельзя сказать, что правящий режим совсем ничего не делает. Так, например, уже с 1 декабря принимаются заявки на жилищные ваучеры стоимостью 2 млн гривен (чуть больше 4 млн рублей) – для компенсации жилья, разрушенного или оставленного в районах, освобождённых Русской Армией.
Выдачу ваучеров обещают начать с 1 января 2026 года. Несмотря на то, что до нового года осталось всего две недели, как будет работать эта программа, никто не знает.
Прежде всего, проблема в том, что претендовать на такой ваучер могут далеко не все потерявшие крышу над головой, причём слово «далеко» здесь ключевое.
Те, кто может попытать счастья – участники боевых действий или лица с инвалидностью, полученной вследствие войны. Но и для столь ограниченного контингента есть много ограничений. В дальнейшем власти на словах обещают компенсации и другим переселенцам, но когда именно это будет и будет ли вообще – не известно. Ведь не решён главный вопрос – где взять финансы на ваучеры? На сегодняшний день денег нет.
В бюджете на 2026 год под жилищные компенсации для переселенцев заложено только 14 млрд гривен. Их хватит всего для нескольких тысяч заявителей. Ещё около 5 млрд гривен (120 млн евро) только обещает выделить Банк развития Совета Европы. Идут переговоры о привлечении финансирования с Мировым банком, однако, чем они закончатся и сколько в итоге выделят средств, неясно.
«Это капля в море, учитывая, что переселенцев миллионы. Уже на 5 декабря заявок было подано около 17 тысяч и каждый день прибавляется по несколько тысяч. При этом неясны принципы очерёдности, как именно и в какие сроки будут выплачивать компенсации, что чревато большими злоупотреблениями. Непонятно, как будут компенсировать средства на жильё, находящееся в общей собственности, особенно если один из совладельцев остался на оккупированной территории или выехал в Европу. Также нет градации выплат в зависимости от уровня жилья. Был ли у вас на оккупированной территории особняк или однушка в хрущёвке – всё равно получите одинаково, по 2 млн гривен», – говорит глава адвокатского объединения «Кравец и партнёры» Ростислав Кравец.
В Минцифры же объяснили, что новая программа не распространяется на тех, кто находится вне Украины, у заявителя должно быть удостоверение внутренне перемещённого лица с пропиской на территории, подконтрольной Киеву. Выехавшим за границу украинцам компенсации не предусмотрены, даже если те бежали от войны.
На Украине статус ВПЛ имеют 4,6 миллиона человек. «Ваучерная» программа рассчитана сегодня на несколько тысяч из них, в лучшем случае. Несколько тысяч (пусть 10-15, хотя сегодня речь идёт о 7) – это в 3-4 раза меньше 1% беженцев. Фактически вся программа «ваучеров» нужна украинскому режиму для красивых фото и бодрых статей в СМИ (имитации заботы о переселенцах) и «распила» средств. Поэтому многие люди будут возвращаться домой, в покинутые города и посёлки, уже освобождённые Россией. Общаясь со своими земляками в соцсетях, они знают, что Россия поднимает из руин жильё, больницы и школы, запускает производство. А что их ждёт на Украине – судьба бомжей?..