Красный граф Алексей Игнатьев
В годы Гражданской войны и после неё каждый царский офицер принимал сложное решение о том, какой стороне отдать свою шпагу. Братоубийственная бойня разделила не только бывших однополчан, но и близких родственников, вынужденных воевать друг против друга. Чаще всего мотивация перехода к белым или красным носила идейный характер, однако встречались и многочисленные случаи вынужденного пребывания в противоборствующих армиях. Позже некоторые из таких людей перешли на противоположную сторону или вовсе устранились от участия в Гражданской войне.
Граф Алексей Алексеевич Игнатьев с детства принадлежал к высшей аристократии и сделал блестящую карьеру в Российской империи. Пажеский корпус, Николаевская Академия генерального штаба, полк кавалергардов… Многим казалось, что с подобной биографией никаких сомнений в политической ориентации графа нет и быть не может. Тем не менее, Алексею Алексеевичу довелось сильно удивить людей своего круга.
Первые мысли о гнилой сущности самодержавия появились у молодого аристократа в годы русско-японской войны 1904-1905 гг. Доброволец Игнатьев столкнулся со страшной реальностью бессмысленной бойни и в своих поздних мемуарах называл её не иначе, как «страшным кошмаром». Бездарность высшего командования, невероятное воровство интендантов, глупое шапкозакидательство превратили войну в фарс, из которого скорее хотелось выбраться. Домой граф вернулся уже человеком, пережившим внутреннюю эволюцию и полным негодования в отношении высшей власти.
Как и положено сыну знатных родителей, Алексей Алексеевич сделал прекрасную карьеру. Он служил военным атташе в скандинавских странах и должен был сообщать в Санкт-Петербург об интригах европейских дворов и новинках военной промышленности. Свои обязанности граф исполнял достойно, поэтому в годы Первой мировой был переведён в Париж – один из центров военного союза Антанта. Здесь он вплоть до октябрьской революции представлял Россию и полностью распоряжался её финансами, закупая современное оружие.
После событий 1917 года Алексей Игнатьев оказался в сложном положении. С одной стороны, его миссия была закончена, и теперь следовало думать о своей дальнейшей судьбе. С другой стороны, его авторитет мог послужить интересам новой России и ослабить изоляцию, в которой она оказалась. Открыто не присоединившись к красным или белым, граф тайно сочувствовал большевикам, что позже привело его к разрыву с собственной семьёй.
В 1925 году, неожиданно для всех, Игнатьев прибыл в советское посольство и отдал ошарашенному полпреду Л.Б.Красину чек на 225 миллионов золотых франков, лежавших во французских банках. Таким образом он доказал, что выбрал сторону большевиков не из-за финансовых сложностей, а по идейным соображениям.
На родину Игнатьеву довелось вернуться в опасном 1937 году, когда в СССР шли массовые репрессии. Здесь его назначили инспектором по иностранным языкам в Управление военно-учебных заведений РККА. К счастью, Алексея Алексеевича миновала судьба многих эмигрантов, приехавших в СССР и сгинувших в тюрьмах НКВД. Завистники утверждали, что Игнатьев пользовался личной симпатией И.В.Сталина, который защитил его от всех нападок.
Вернувшись в Россию, Игнатьев добился того, чтобы некоторые атрибуты старой военной системы были восстановлены. В частности, по его инициативе в СССР были открыты первые кадетские корпуса, названные суворовскими, а в 1943 году в РККА вернули погоны. 28 августа 1943 года Алексею Игнатьеву было присвоено звание генерал-лейтенант РККА.
Выйдя в 1947 году в отставку, красный граф взялся за написание мемуаров. Его книга «Путь русского офицера. 50 лет в строю» стала настольным пособием для всех, кто хотел узнать закулисную историю Первой мировой войны. В ней генерал нелицеприятно отозвался о старой власти и вскрыл многие порочные стороны дореволюционной действительности. Пожилого аристократа начали приглашать читать лекции, он стал членом Союза писателей и известным публицистом. В 1954 году прославленный красный граф скончался, оставив солидный интеллектуальный багаж. Многие его идеи стали базой для формирования новой армии и предопределили успех советских войск в последующих военных конфликтах.
Заглавное фото. Генерал Игнатьев (в центре) со слушателями лекции в Москве