Литва против Белоруссии: провокации и неадекватность
Конфликт между Литвой и Белоруссией, который нынешней осенью вышел на новый уровень, продолжает набирать обороты. Однако если в подобных ситуациях в прошлом инициативой владел Вильнюс, то сегодня она полностью находится в руках Минска. При этом все попытки литовской стороны вернуть происходящее под свой контроль с каждым разом выглядят всё более нелепо.
В начале декабря в Белоруссии сообщили, что в Гродно 30 ноября упал беспилотный летательный аппарат (БПЛА) самолётного типа, запущенный с литовской территории. В МВД республики отмечали, что беспилотник, согласно маршруту, записанному в его памяти, должен был пролететь через Белоруссию и Польшу, а затем вернуться обратно в Литву. При этом в ходе полёта он успел сбросить «экстремистскую продукцию». После этого МИД Белоруссии выразил протест Литве и заявил, что расценивает происходящее «как преднамеренную провокацию не только в отношении Республики Беларусь, но и Республики Польша». Однако литовские власти наотрез отказались признавать свою вину, обвинив уже Белоруссию в «отчаянной» провокации. Это вынудило Минск искать доказательства самостоятельно, и белорусским властям удалось сделать это довольно быстро.
9 декабря в Минске прошло заседание Совета безопасности, после которого его глава Александр Вольфович сообщил, что спецслужбы страны установили оператора дрона, запустившего беспилотник. По его словам, президент Белоруссии поставил задачу провести детальное расследование, и сегодня «факты налицо».
«Траектория, которая заложена в “мозги” этого беспилотного летательного аппарата, была чётко вскрыта. Беспилотник взлетел с территории Литвы. Как это можно назвать, как не провокацией? Вместо того чтобы урегулировать конфликт, это посыл к его разжиганию. Можно было, конечно, раздуть политический скандал, но мы не хотим ссориться с соседями», – заявил он.
Вольфович также напомнил, что после Белоруссии беспилотник был направлен в Польшу, то есть провокаторы «хотели столкнуть лбами оба государства».
«Человек, который запускал беспилотник, установлен по записям камер. Идёт поиск этого оператора беспилотного летательного средства. Работа по линии спецслужб продолжается. Естественно, по дипломатическим каналам руководство Литвы уведомлено. Ответа, по-моему, не последовало», – сообщил глава белорусского Совбеза.
Кроме того, он подчеркнул, что Минск предложил Вильнюсу для решения вопроса сесть за стол переговоров. По его словам, «надо искать контрабандистов на территории Литвы, которые прежде всего организуют это, а также тех, кто помогает им на территории Белоруссии». При том Вольфович отметил, что «без конструктивного взаимодействия спецслужб и правоохранительных органов этот вопрос решить нельзя».
«Факты на стол, как президент говорит. Покажите шары: куда они падают, с чем они падают, чем они начинены. Никакой конкретной информации со стороны руководства Литвы по этому вопросу нет. И желания, видимо, у политического руководства Литвы решить этот конфликт нет. Им это выгодно, это им нужно. Поэтому и раздувают ситуацию, показывая, какие они бедные и несчастные, как они защищают границы Евросоюза. Вот где кроется глубокая причина всего», – резюмировал госсекретарь белорусского Совбеза.
Слова Вольфовича были практически сразу же подтверждены действиями Вильнюса, где решили перебить неудобную тему очередным нелепым обвинением Белоруссии. Теперь Минск оказался виновен в том, что он якобы пытается вовлечь литовцев «в операции контрабандистов». В Департаменте госбезопасности (ДГБ) Литвы абсолютно серьёзно заявили, что собранная ими информация «позволяет сделать обоснованное предположение, что авторами и исполнителями этой операции являются белорусские службы безопасности и разведки». По их версии, пользователи одной из соцсетей, выдавая себя за сотрудников ДГБ, предлагали людям вознаграждение за согласие выполнить задание якобы литовской разведки – приехать в Белоруссию и запустить контрабандный воздушный шар с её территории в Литву. В этой связи в Департаменте заявили, что «подобные действия являются грубой провокацией против нашего государства», а «с помощью таких инициатив белорусский режим стремится создать видимость, что сама литовская разведка организует и инициирует гибридную атаку против Литвы, которая продолжается уже более месяца».
В данном случае что-либо комментировать – только портить. Можно лишь отметить, что последние действия Минска и ответная реакция Вильнюса показывают, что литовские власти оказались заложниками собственной антибелорусской политики и сегодня не знают, как выбраться из сложившейся ситуации, не потеряв при этом лицо. И, чтобы не потерять лицо, теряют разум.