Первый парад Красной Армии

В начале 1918 года советская Россия оказалась на пороге братоубийственной Гражданской войны. На юге укреплялось белое движение, с запада российские территории оккупировали кайзеровские войска, а отношения с бывшими союзниками по Антанте оставались напряжёнными. Для того, чтобы противостоять всем этим вызовам, требовалась народная армия, стоявшая на позициях строгой дисциплины и профессионализма. Чтобы создать её, большевикам пришлось вернуться к старым способам комплектования вооружённых сил.
По предложению наркома по военным делам Л.Д.Троцкого было решено провести военный парад, который бы показал всем сторонникам и противниками советской власти мощь формирующейся Красной Армии. Наиболее подходящей датой для этого мероприятия выбрали 1 мая – Международный день солидарности трудящихся. Непосредственно парад должен был пройти на Ходынском поле, однако он являлся лишь частью общего празднования Первомая. В торжествах должны были принять участие солдаты Московского гарнизона и жители Москвы с красными флагами и транспарантами.
Незадолго до события, 20 апреля 1918 г., Троцкий подписал приказ № 283, в котором говорилось: «Мобилизовать воздушный флот Российской Советской Республики для достойного участия в рабочем празднике Первого Мая». Таким образом, для увеличения зрелищности в мероприятии были задействованы первые советские самолёты.
Накануне парада на Красной площади был построен деревянный помост, с которого партийное руководство должно было приветствовать войска и гражданское население, участвующее в демонстрации. Ранним утром 1 мая 1918 года на него поднялись В.И.Ленин, Л.Д.Троцкий, Ф.Э.Дзержинский и другие видные представители партии. В девять часов утра под звуки «Интернационала» колонны гражданских и военных двинулись по Красной площади, приветствуя друг друга. Май в тот год выдался чрезвычайно холодным, поэтому на улицах лежал снег и собравшиеся были тепло одеты.
Несмотря на то, что выучка первых красноармейцев оставляла желать лучшего и они не «печатали» шаг, парад получился любительским, но достойным. Особенное впечатление на собравшихся произвело появление в небе самолёта «Ньюпор-XXI», которым командовал капитан И.Н.Виноградов. Лётчик разбросал в воздухе листовки, поздравлявшие жителей Москвы с праздником 1 Мая и призывавшие к защите социалистического Отечества. После этого он совершил в небе несколько кругов над колоннами, которые восторженно его приветствовали.
Красноармейская пехота и отряд конницы, пройдя по Красной площади, направились на печально известное Ходынское поле, ставшее местом трагедии в царствование Николая II. В пути колонны несколько растянулись и не успели прибыть на место сбора вовремя. Позже командовавший парадом Н.И.Муралов писал, что испытывал стыд за то, что не смог до конца отладить шествие войск и тем самым несколько испортил впечатление от мероприятия. На Ходынке огромную массу войск (присутствовало около 30 тысяч человек) приветствовал нарком Троцкий. Когда пехота и конница торжественно прошли перед партийным руководством, то в воздух взмыли самолёты. Для собравшихся, никогда не наблюдавших подобное зрелище, это вылет произвёл неизгладимое впечатление.
Сторонники и противники революции оставили разные воспоминания о параде. Некоторые из них, желая подчеркнуть «народный» характер Красной армии, даже называли марширующих красноармейцев стадом. Тем не менее, были среди противников большевиков и те, кто постарался остаться объективным. Англичанин Роберт Брюс Локхарт, написавший мемуары о своём пребывании в советской России, охарактеризовал увиденное следующим образом: «Май был возбуждённый и лихорадочный. Он начался внушительным парадом Красной Армии. В этих плохо одетых людях, которые маршировали мимо него, была несомненная живая сила. На меня это произвело сильное впечатление».
Заглавное фото. Первый парад Красной Армии на Ходынском поле