ссылка

Подвиг капитана Остен-Сакена

Заглавная иллюстрация. Подвиг капитана Остен-Сакена на картине И.И.Родионова
Увеличить шрифт
А
А
А

Славный прибалтийский род Остен-Сакенов, поступивший на русскую службу в начале XVIII  столетия, дал нашей стране множество замечательных администраторов, путешественников и военных. Бывшие крестоносцы искренне полюбили Россию и преданно служили ей на протяжении долгих лет. Среди тех, кто стал гордостью рода, был капитан Христиан Иванович Остен-Сакен. В 1788 году он навечно вписал своё имя в летопись русского флота, совершив подвиг, который вызвал восхищение всей страны.

Наш герой родился в семье потомственного офицера и с детства мечтал о военной карьере. Многие прибалтийские (остзейские) дворяне отправляли своих детей на учёбу в столицу, поэтому Христиан поступил в Морской кадетский корпус и блестяще его окончил. В эпоху Екатерины II русский флот много воевал против турок и шведов, одерживая победы в холодных финских водах и на южных морях. Молодой человек принял участие в знаменитой Первой Архипелагской экспедиции, известной битвами при Чесме и Хиосе, где приобрёл большой боевой опыт.

В перерывах между двумя русско-турецкими войнами Остен-Сакен служил на Балтийском море, однако накануне нового противостояния перевёлся на Чёрное море. Здесь его назначили командиром дубель-шлюпки в составе Дунайской флотилии  принца К.Г.Нассау-Зигена. Судно предназначалось для вспомогательных операций и часто отправлялось в опасные разведывательные задания, чтобы получить данные о дислокации турецкого флота или передать важную информацию комендантам русских крепостей.

В мае 1788 года принц решил связаться с генералом А.В.Суворовым для координации действий против турок. Он приказал Остен-Сакену добраться из Кинбурна в Херсон и вернуться с известиями обратно. На море в это время уже часто стали появляться турецкие корабли, поэтому Христиан Иванович знал о высокой опасности предстоящего мероприятия. Предчувствуя гибель, он в частном разговоре с одним из офицеров сказал следующие слова: «Положение мое опасно, но честь мою могу ещё спасти. Если турки атакуют меня двумя судами, я возьму их, с тремя буду сражаться, от четырёх не побегу. Но если нападут больше, прощай, Фёдор Иванович, мы более не увидимся!».

20 мая дубель-шлюпка вышла в море и отправилась к месту назначения. Возле устья реки Буг корабль был замечен турецкой эскадрой, которая немедленно устремилась в погоню. Остен-Сакен понимал, что ему вряд ли удастся спастись, поэтому отправил лодку с гонцом к Нассау-Зигену. Он просил передать, что до конца исполнит свой долг и погибнет вместе с командой.

Несмотря на все усилия русских гребцов, четыре турецкие галеры всё-таки настигли отважного капитана и устремились на абордаж. В тот момент, когда гибель дубель-шлюпки стала очевидной, Христиан Иванович спустился в крюйт-камеру (пороховой склад) и поднёс огонь к боеприпасам. Последовавший вслед за тем взрыв уничтожил всех турецких моряков и навсегда отбил охоту у османов брать русские суда на абордаж.

Через несколько дней тело Остен-Сакена был вынесено на берег и торжественно похоронено русской командой. О его подвиге было послано донесение в Санкт-Петербург, содержавшая просьбу оказать помощь семье. Екатерина II быстро узнала, что отважный офицер так и не вступил в брак, поэтому награда досталась его братьям. В честь отважного капитана был переименован Сарыкальский мыс, а в 1888 году в Николаеве построили крейсер, названный «Капитан Сакен». Это была блестящая награда в годовщину столетия подвига Христиана Ивановича.

Заглавная иллюстрация. Подвиг капитана Остен-Сакена на картине И.И.Родионова

72
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору