ссылка

Противостояние Литвы и Белоруссии: Вильнюс рискует крупно проиграть

Увеличить шрифт
А
А
А

Напряжённость в отношениях между Белоруссией и Литвой стала нарастать после 2020 года, когда Вильнюс прямо поддержал белорусскую оппозицию, попытавшуюся организовать в республике государственный переворот. За последующие годы литовская сторона последовательно разрушала оставшиеся между странами связи, одновременно усиливая антибелорусскую риторику в рамках Евросоюза. Литва ужесточила   санкции и даже на несколько недель закрыла последние пограничные переходы, объясняя это «борьбой с гибридными угрозами». В свою очередь Минск, даже при наличии многочисленных претензий, старался действовать дипломатическими путями и пытался донести до Вильнюса пагубность его политики, что в литовской столице приняли за слабость. Нынешней осенью ситуация кардинально изменилась, так как в Белоруссии отказались от прежней «мягкой» позиции, решив действовать теми же методами, что и Литва. В итоге конфронтация между странами вышла на новый уровень, появились взаимные имущественные претензии, способные нанести серьёзный удар прежде всего по литовской стороне.

Стоит напомнить, что ситуация в белорусско-литовских отношениях резко обострилась в конце октября, когда Литва объявила, что закрывает оставшиеся пункты пропуска на границе после «серии инцидентов» с пролётом метеозондов с контрабандой. В Вильнюсе заявили, что речь идёт о новых формах угроз, хотя даже в самой стране эксперты усомнились в обоснованности столь радикального шага. В результате на белорусской стороне оказалось заблокировано несколько тысяч литовских фур и прицепов, которые физически не могли пересечь границу, поскольку переходы были закрыты по инициативе Вильнюса, а альтернативных маршрутов для литовских перевозчиков в тот момент не существовало. Более того, Минск принял решение запретить передвижение оставшихся в республике фур по своей территории и отправил их на охраняемые стоянки до разрешения конфликта, где они находятся и по сей день, хотя границу Литва открыла ещё 20 ноября. Главным условием до последнего времени для возвращения фур было обсуждение проблемы на уровне внешнеполитических ведомств, от чего Вильнюс наотрез отказался, считая, что любые переговоры якобы могут создать «иллюзию легитимизации» белорусского руководства. При этом в Вильнюсе предпочитают не обращать внимания на то, что это уже давно произошло на международном уровне, в том числе и со стороны США. Следует отметить, что Минск уже не раз намекал на двойственную позицию Вильнюса, подчёркивая, что Литва использует вопрос «легитимности» не как международный принцип, а как внутриполитическую установку, жертвой которой сегодня и стали литовские автоперевозчики.

Как сообщала Ассоциация литовских перевозчиков Linava, простой обходится каждому владельцу фуры в 150-250 евро в день, а общие потери отдельных компаний уже превышают сотни тысяч евро. Учитывая количество заблокированных грузовиков, суммарные убытки отрасли в декабре уже приблизились к отметке 100 млн евро, особенно если учитывать стоимость испорченных товаров и невозможность выполнения контрактов.

Пока Вильнюс отказывается от переговоров, положение литовского транспортного сектора стремительно ухудшается. Некоторые компании уже начали заявлять, что могут перенести деятельность в другие страны, а 10 декабря перевозчики устроили в столице массовую акцию протеста. Однако литовские власти проигнорировали все эти сигналы и решили продолжить накалять обстановку: у них возникла идея компенсировать убытки за счёт белорусских активов в Литве.

Санаторий «Беларусь» в Друскининкае
Санаторий «Беларусь» в Друскининкае

Первым объектом для возможной конфискации стал санаторий «Беларусь» в Друскининкае – один из самых известных заграничных белорусских объектов, который уже пострадал из-за антибелорусской политики Литвы и стран ЕС. Так как ранее он подчинялся Администрации президента Белоруссии, в отношении которой были введены санкции, счета учреждения ещё в 2020-2021 годах были заморожены, после чего были введены ограничения на распоряжение имуществом, а позже начались действия по фактическому выводу объекта из-под контроля белорусских структур. Причём стоит заметить, что в Белоруссии оценивают свои суммарные вложения в санаторий на уровне 35-40 млн евро, которые могут быть потеряны, если Вильнюс решится на конфискацию белорусских активов в стране.

По всей видимости, в Вильнюсе и в этот раз ожидали лишь дипломатического ответа из Минска, примеривая на себя лавры Украины, где в нарушении всех международных норм и правил после 2022 года были изъяты не только российские, но и белорусские активы, на что на Западе попросту закрыли глаза. Однако реакция белорусской стороны оказалась для многих неожиданной. Белоруссия не только не поддалась на шантаж, но и выдвинула Литве ответный ультиматум. На заседании Совета безопасности в начале декабря Александр Лукашенко заявил, что Вильнюс должен вернуть Белоруссии всё, что украл, и только тогда можно будет обсуждать возвращение фур.

В данном случае речь идёт не только о санатории «Беларусь», но и о ряде иных случаев откровенного воровства Литвой белорусского имущества. Так, Лукашенко вспомнил о вложениях Белоруссии в инфраструктуру порта Клайпеды, через который ранее шёл экспорт белорусских минеральных удобрений. Здесь с 2013 года «Беларуськалию» принадлежит доля 30 % в терминале насыпных грузов Birių krovinių terminalas (ВКТ), купленных за 30 млн евро. Однако после того, как в декабре 2021 года Литва запретила перевалку белорусских удобрений через свою территорию и расторгла контракт на перевозку калия по своей железной дороге, транзит белорусского калия через эту страну остановился 1 февраля 2022 года. В июне того же года ЕС ввёл новый пакет ограничений против Белоруссии, что полностью остановило работу ВКТ. В итоге Белоруссия из-за действий Литвы, по сути, лишилась своего терминала и потеряла сотни миллионов евро, компенсировать которые  и требует Минск.

Кроме того, белорусская сторона напомнила про 17 пожарных машин для Зимбабве и   молоковозы для Кубы, задержанных в Клайпеде в 2023 году и позже проданных на аукционе под предлогом помощи Украине. По разным оценкам, ущерб от действий Вильнюса в данном случае оценивается в 10-12 миллионов евро. Кража машин, предназначенных для африканского государства, вызвала осуждение не только в Белоруссии. В Зимбабве заявили, что арест не имеет никаких правовых оснований. В начале 2024 года Литву даже посетила генеральный прокурор этой африканской страны Вирджиния Мабхиза, но она получила отказ на просьбу вернуть пожарную технику. Поэтому в октябре текущего года власти Зимбабве заявили о своём намерении судиться с Литвой и требовать от неё компенсации.

Белорусские пожарные машины, переданные Зимбабве и украденные Литвой
Белорусские пожарные машины, переданные Зимбабве и украденные Литвой

Нынешний конфликт между Вильнюсом и Минском поставил на повестку дня вопрос о том, может ли Белоруссия компенсировать свои потери за счёт имущества литовских перевозчиков. Аналитики отмечают, что стоимость каждой из 1100-1200 современных фур с прицепами, которые находятся в Белоруссии, оценивается в 80-150 тысяч евро. Общая стоимость парка – до 150 миллионов евро. Если учесть грузы, эта величина может увеличиться до 180 миллионов. Такая сумма сравнима с той частью активов, которые Минск считает потерянными или замороженными в Литве.

Помимо фур, Белоруссия теоретически может применить меры и к другим   активам Литвы. На территории республики работают компании с литовским капиталом, есть недвижимость, объекты логистики, оборудование, банковские счета и пр. Общий объём накопленных литовских инвестиций оценивается экономистами в $120-150 млн. При этом Минск пока избегает прямых заявлений о том, что эти активы будут затронуты, однако подчёркивает, что оставляет за собой право на зеркальные меры, если Литва продолжит вести недружественную политику в отношении республики. Одновременно в белорусской столице напоминают, что возможная конфискация фур «не является целью», но в международной практике использование имущества в качестве компенсации возможно, если дипломатические пути закрыты другой стороной.

Для Литвы ситуация усугубляется ещё и тем, что из-за нынешнего конфликта внутри самой страны растёт напряжение. Местные перевозчики указывают, что кризис ухудшает положение всей отрасли, которая составляет порядка 7% ВВП страны. Может увеличиться и репутационный ущерб – в случае реальной попытки Вильнюса конфисковать имущество Белоруссии: инвесторы могут воспринять этот шаг как предупреждение и начать вывод своих активов из страны.

В то же время для Белоруссии сложившаяся ситуация сегодня несёт меньше рисков, чем для Литвы. Минск уже потерял большую часть имущества в соседней стране, а решения ЕС закрепили это. Поэтому в Белоруссии справедливо считают, что сделать хуже  республике ни Литва, ни ЕС уже не смогут. При этом у Минска появились рычаги, способные причинить литовской экономике значительный ущерб. По сути, сегодня Белоруссия впервые за долгие годы оказалась в ситуации, когда её положение не слабее, чем у соседей. Более того, все нынешние действия Вильнюса только способствуют укреплению позиций Минска. По сути, сегодня ситуация разворачивается не по инициативе Белоруссии, но в её интересах, и Минск способен ответить Вильнюсу уже не только словами.

Литва, выбрав линию конфронтации и отказа от переговоров, сама загнала себя в ситуацию, когда экономические потери могут превысить любую политическую выгоду. Сегодня Вильнюс уже рискует и логистикой, и международной репутацией, и собственными активами, и даже отношениями со странами ЕС, где негативно смотрят на попытки полностью перерезать транспортное сообщение с Белоруссией и Россией, а через них – и со всем евразийским пространством. Причём нанести какой-либо серьёзный ущерб Белоруссии Литва уже не может, а значит, и инструментов давления на Минск у неё больше нет. В этих условиях единственным рациональным выходом остаётся диалог, как это неоднократно предлагала белорусская сторона. Однако, по всей видимости, литовские политики уже не могут остановиться, они готовы ради собственных амбиций отправить свою страну на дно экономического кризиса, а следом – и политического.

8
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Литва против Белоруссии: провокации и неадекватность

В Минске тепло приняли очередную делегацию США

Белоруссия предъявит счёт Германии и её пособникам за злодеяния фашизма

Белоруссия готовится к войне и укрепляет границу с Украиной

Литва планирует пойти по стопам Украины – украсть у Белоруссии её собственность

В Польше внезапно сообщили о стабилизации обстановки на границе с Белоруссией

В Белоруссии осудили двух боевиков, воевавших на стороне киевского режима

Союз «Урсулы и Гитанаса» снова грозит Белоруссии

Белоруссия между США, Россией и Украиной: три сценария будущего

https://odnarodyna.org/article/protivostoyanie-litvy-i-belorussii-vilnyus-riskuet-krupno-proigrat