Украина: как поражение выдать за победу?
Посол Украины в Лондоне, бывший главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный заявил, что Киеву лучше закончить войну за столом переговоров.
«Мы, украинцы, конечно, хотим полной победы – распада Российской империи. Но не можем и отвергать вариант долгосрочного (на годы) прекращения войны, потому что именно это слишком распространённый в истории войн способ их завершения. Война не всегда завершается победой одной стороны и поражением другой. Так было во Второй мировой, но это редкое исключение, потому что так почти никогда не бывало в истории человечества. Подавляющее большинство войн завершается или взаимным поражением, или каждая сторона уверена, что победила, или другие варианты», – витиевато рассуждал Залужный.
Бывший главком ВСУ чуток соврамши. А может, и не чуток. Долгосрочное прекращение войн не является «слишком распространённым способом их завершения». Состояние «ни войны, ни мира» по образцу Южной и Северной Кореи, встречаются нечасто в истории вооружённых конфликтов. Гораздо чаще одна сторона терпит поражение от другой.
Словесная эквилибристика Залужного направлена на то, чтобы каким-то образом выдать поражение Украины за победу. Тогда и ему, Залужному, достанется часть лавров победителя. Если же признать поражение, бывшему главкому ВСУ придётся взять на себя часть ответственности за него.
Другой вариант – выдать поражение Украины за окончание войны вничью. Отталкиваясь от этого, Киев скажет потом, что поскольку Россия территориально больше Украины и российская армия по численности превышает украинскую, значит, ничья для Украины равносильна победе, а для России – поражению. Мол, маленький Давид выстоял в битве с огромным Голиафом.
Но, во-первых, изначально контингент российской армии (166 тыс.) в зоне проведения СВО по численности был меньше украинской армии.
Во-вторых, российская армия ломает привычные стереотипы, согласно которым наступающая сторона должна иметь перевес перед обороняющимися в 3-5 раз. ВС России наступали меньшими силами против больших, в ходе боёв численность украинской группировки сначала сравнялась с российской, а теперь, по словам украинских военкоров, стала намного меньше. Это результат боевой работы российских воинов, уничтоживших основную массу вражеских солдат.
Украинские вояки лукавят, когда плачутся на камеру, что им приходится в меньшинстве сдерживать натиск большинства. В начале СВО украинское меньшинство было большинством, а российское большинство меньшинством. Россияне смогли проредить украинские подразделения, существенно снизив их численность.
«Война не всегда завершается победой одной стороны и поражением другой... Так почти никогда не бывало в истории человечества», – бубнит Залужный в попытке постелить соломки на то место, куда может рухнуть Украина. Сделано это, опять-таки, в стремлении отрицать поражение Украины.
Историк из Залужного плохой (войны в истории человечества в большинстве заканчивались конкретным поражением одной стороны и победой другой), но бывший главком ВСУ предпочитает быть пропагандистом, а не историком. Что ни слово, то кирпичик в пропагандистскую конструкцию идеи о том, что проигрыш в войне на самом деле выигрыш: «Подавляющее большинство войн завершается или взаимным поражением, или каждая сторона уверена, что победила, или другие варианты».
Понятно, куда клонит бывший главком: Киев либо признает, что выиграл войну, либо скажет, что Россия тоже проиграла, хоть и выиграла. Это и называется у Залужного взаимным поражением. Не надо думать, что фраза «Россия проиграла, хоть и выиграла» лишена смысла. В ней нет логики, но пропагандистский смысл в ней есть. Например, популярный румынский публицист-русофоб и сторонник Зеленского Тудор Куртифан заявляет, что СССР победил в Великой Отечественной войне, но русский народ проиграл, потому что потерял много людей. Звучит дебильно, но сойдёт для мозгов, прошитых ненавистью к России.
Зеленский тоже вполне способен приукрасить поражение Украины в войне: пусть даже Россия и выиграла, но её народ всё равно проиграл, потому что потерял много солдат. И придумать какую-нибудь совершенно фантастическую цифру российских потерь. Что тут сложного?
Помните, как в 2014-2016 годах украинская пропаганда вещала о том, что по всей России хоронят десятки тысяч военнослужащих, разгромленных доблестным украинским войском на Донбассе? Население Украины искренне верило тогда, что ВСУ под корень истребили российский спецназ, российских десантников, танкистов и морпехов. Киевский режим прибегнет к такому же пропагандистскому трюку и в следующий раз. И даже обмен телами, который показывает, что на самом деле у Украины чудовищные потери, не остановит враньё режима.
Зеленский – шаромыжник, который пытается пустить пыль в глаза своим согражданам. Свою диктатуру называет демократией, повальную коррупцию – честным правлением. Поражение в войне назовёт победой или, в крайнем случае, ничьей. Первый признак этого – его слова о возможности «достойного для Украины» завершения войны.
Что он разумеет под этим, никому не понятно. Отступить из пяти областей (Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской), но закрепиться на территории остальной Украины – это достойно для ВСУ или позорно? А отступление ещё дальше на запад, с территории Днепропетровской и Харьковской областей, это тоже пока ещё достойно или уже дважды позорно? Где оценочный рубеж между тем, что достойно, и тем, что позорно?
Зеленский его не называет, потому что назовёт «достойной» ту точку, до которой он лично доведёт Украину. Придётся оставить четыре области? Значит, назовёт достойным завершением войны сохранение остальных областей. Придётся оставить шесть областей? Это и будет названо достойным выходом из войны. Главная цель – ни при каких обстоятельствах не признавать победы России.
Европейская печать радостно поддерживает такой дискурс. Defense Romania в одной и той же статье признаёт рекордное продвижение российской армии в ноябре 2025 года (последний раз похожие темпы наблюдались в ноябре 2024 года) и одновременно пишет о её медленном наступлении: «За почти четыре года войны России удалось оккупировать лишь около 50% территории Донецкой области». И в процентах сумели соврать!
Но даже если бы и не соврали, не существует нормативов, определяющих конкретное время, за которое надо взять штурмом отдельную улицу, село или город. Римский полководец Квинт Фабий Максим Кунтатор прославился медленным ведением войны и победами над грозными противниками. Если бы продвижение ВС РФ в Донецкой Народной Республике не было успешным, разве находилась бы украинская армия в таком побитом состоянии, как сейчас? Её побили как раз при попытке вытеснить россиян из ДНР. Той же тактики ВС России придерживаются на других участках фронта. Потому-то Залужный и признаёт: переговорные позиции Киева с каждым днём «не становятся лучше».
Если переговорные позиции одной стороны с каждым днём становятся хуже, логично признать, что другая сторона выигрывает, так как её позиции становятся лучше. О какой же войне вничью лопочет Залужный?