В городе Переяславской Рады начинают подумывать о её «ремейке»
«Перенявший славу» – так переводится название города Переяслава, некогда центра Переяславского княжества древней Руси (в летописях упоминается с 907 года). Другие названия в древних источниках - Переяславль-Русский, Переяславль-Южный и Переяславль. Ни о каком украинстве там ни слова. Расположен в Бориспольском районе Киевской области, население (по данным на 2022 год) – 26 тыс. чел. В советский период именовался Переяславль-Хмельницкий.
До недавних времен здесь стоял памятник знаменитой Переяславской Раде (январь 1654 года), когда совет запорожского казачества, возглавляемый гетманом Богданом Хмельницким, принял решение о переходе в российское подданство. «Навеки с Москвой, навеки с русским народом!» – таков был главный «слоган» той Рады, вошедший в историю. Есть даже одноимённая картина, написанная к 300-летнему юбилею договора украинским художником Михаилом Хмелько. На ней изображён момент, когда после речи Богдана казаки приветствуют гетмана, вышедшего в сопровождении царского посла боярина Бутурлина и священнослужителей. «Шапки, взлетающие над толпой, блеск поднятых сабель, яркие наряды, хоругви и флаги на фоне заснеженных крыш и церковных куполов – всё это призвано передать общий подъём многолюдного собрания людей», – так писали о ней в справочниках по искусству. Впоследствии это изображение многократно воспроизводилось в прессе, в учебниках, на коробках конфет и даже на спичечных коробках. Что неудивительно – к воссоединению Украины с Россией в народе и правительстве относились как к одному из главных и судьбоносных исторических событий.
Сейчас, понятное дело, отношение к нему прямо противоположное: бандеровская пропаганда сделала свое дело. Памятник Раде, стоявший в центре города, демонтирован возбуждёнными националистами ещё в начале СВО. Со ссылкой на петицию в поддержку погрома, инициированную радикалами и якобы массово поддержанную представителями всех национальностей, проживающих здесь, –украинцами, евреями, белорусами и даже этническими русскими. Не всеми, конечно. Но, увы, подписантов действительно было немалое количество. Что свидетельствует об одном: за годы «незалежности» геббельс-машина изрядно перепрошила коллективное сознание, переврав историю и настроив людей против идей, прославленных в картине.
Уничтожен и ряд музейных экспозиций, посвященных Раде. И вообще сейчас город уже не Переяславль-Хмельницкий, а просто Переяслав. Фамилию «промоскальского» гетмана убрали. Давно подбираются и к монументам самому Богдану, в том числе – знаменитому киевскому, но пока не отваживаются. А вот с тем, что связано с его славными деяниями, не церемонятся.
По итогу ныне «город-музей» Переяслав (музеев там аж 27: археологический, трипольской культуры, народной архитектуры и быта, казачьей славы, украинской одежды, рушника, пчеловодства, хлеба и др.) живет в тех же условиях, что и вся Украина, некогда благодатная республика, имевшая громадные преференции от братской России.
Обнищание неимоверное, тарифы и цены «выше крыши», коррупция и зверства людоловов ТЦК (территориальные центры комплектации) запредельные. И – похороны, похороны, похороны… Вот что постоянно пишут местные паблики и сайт городской администрации:
«Завтра, 7 октября, в Переяславе пройдет прощание с героем Вадимом Чубарем…»;
«Завтра, 15 октября, в Переяславе пройдет прощание с героем Дмитрием Козаковым…»;
«Завтра, 16 октября, в Переяславе попрощаются с героем Олегом Горовым…»;
«В Переяславе попрощались с Евгением Майбородой…»;
«Сегодня, 23 октября, вспоминаем погибших защитников Украины с Переяславщины…»;
«Аллею героев в Переяславе планируют расширить в ближайшее время еще на на 40 портретов…».

Печальная тема, видимо, стала «козырной» для конкурентов переяславского мэра Саулко. Они развернули кампанию его критики за то, что в городе не учреждён День траура, не приспускаются флаги во время похорон погибших солдат ВСУ, а главное, не строится новый парк имени Мазепы, посвящённый их памяти.
– Я вижу это как недостойные пляски на костях, – говорит мне житель города Николай, бывший учитель – Градоначальника начинают обвинять в недостаточной украинскости – дескать, почему не открывает парк Мазепы (и это в городе, прославившем Богдана Хмельницкого), «где планируется высадить деревья в знак уважения к каждому, кто отдал жизнь за свободу и независимость Украины»? А тот пишет в соцсетях, что всячески «за», но тянет резину.
Николай подозревает, что городской голова, на словах выражая поддержку, блокирует создание «мазепинского» парка, ибо планирует отдать его под строительство какой-нибудь высотки. Впрочем, может это и не так, не столь важно. А важно то, что в городе явно происходят «тёрки» между «зелёной плесенью» в лице городского головы и его конкурентами из «Евросолидарности» Порошенко. Саулко, победивший порошенковца на выборах в 2020-м в качестве члена партии «Слуга народа», теперь, накануне следующего возможного марафона, участвует во взаимных с клоках с клевретами Кровавого Кондитера. И все они готовы спекулировать на чём угодно, в том числе и на горе людей. Конкуренты также обвиняют Саулко в «гречкосействе» (мол, помогает гражданам лишь по мелочам вроде упаковки гречки) и прогулах. А сам, мол, тем временем набивает закрома…
Вообще, политиканы в Переяславе придерживаются старой традиции подгребать под себя как можно больше. Это повелось со времён «Переяславского Куреня» (в 16-18 веках так именовались казачьи военно-административные единицы) – группы переяславца Игоря Бакая, создателя Национальной акционерной компании «Нефтегаз Украины» и главы Государственного управления делами при президенте Леониде Кучме. Бакай неофициально фактически владел oгрoмными зaпoвeдникaми, управляемыми его ставленниками. В том числе – переяславскими лесными угодьями, где начальствовал его друг. Ещё он владел историческими зданиями, дворцами, зарубежными виллами и т.д. Устраивал «царские охоты» и другие шикарные «оттяжки» для элиты. После «оранжевого» майдана удрал в РФ, где получил условный срок за махинации. Потом по его стопам пошли следующие «слуги народа». Нынешние власти, по инсайдерской информации, наводят мосты с заграничными латифундистами с целью продажи переяславских благодатных земель. В частности, много устойчивых слухов ходит о сделке с Black Rock. Эта информация ширится, и всё больше людей и простых, и «панов» – начинают паниковать. Поэтому конкуренты из бывшего «Переяславского Куреня», примкнувшие к «Евросолидарности», очень настроены на избавление от действующих местных властей. Что же касается простого народа, обеим сторонам склоки на него глубоко «по барабану».
– Мироеды роскошествуют на фоне колоссального падения уровня жизни, – продолжает Николай. – О том, что творится с ценами, у нас пишут повсюду. Люди не могут не то что мяса купить – многим даже чеснок не по карману! Представляет, обычный чеснок, которого на Украине должно быть, как грязи, стоит 100 грн за кило! Про сыр, мясо и рыбу и говорить нечего… А средняя пенсия - чуть более 3000 грн. Вот недавно в Переяславе отмечали Международный день хлеба, так несколько пенсионеров сказали прилюдно: «Скоро вообще не будем понимать, что это за праздник такой!»
Но основная головная боль многих местных жителей – насильственная мобилизация. Людоловы хватают их где только могут. Врываются в частные владения, бегают за своими жертвами по огородам. На том же рынке уже не осталось мужчин младше 60 лет – всех переловили, молодёжь постаралась сбежать. Просто подъезжали на «бусах», подбегали к прилавку, «хвать – и тикать». Прилавки переворачивали, продукты рассыпали. Соседние продавцы, особенно женщины, сначала возмущались, но после того как одну из них озверевший людолов ударил по лицу, уже не рискуют. И это не удивляет – в ТЦК всё чаще нанимают всяких маргиналов, причём не местных, чтобы народ не имел возможности им отомстить.
– Здешние уроженцы боятся мести от людей, – поясняет Николай. – Уже были случаи, когда их подстерегали и дубасили. Двоим квартиры сожгли. Так они внештатно оформляют всякую шушеру в качестве «помощников военкомов», чтобы в случае чего все претензии за превышение полномочий предъявлялись к ним…
– В общем, наш город перенял не славу, а бесславие от Европы. И на фоне этого в Переяславе после захвата храмов Украинской Православной Церкви местные СМИ выступили с требованием лишить её общины права молиться в частных домах, – возмущается Николай.
Однако итоговый вывод он делает достаточно оптимистический. Говорит, что всё происходящее способствует прозрению людей и росту симпатий к России. Он неоднократно уже слышал от земляков мнение, что настала пора для мира и второй Переяславской Рады. Народ уже сыт по горло и коррупцией, и политическими дрязгами, и гонениями на УПЦ, и особенно «могилизацией».
Заглавное фото: Местная пресса считает, что въездной знак теперь имеет "презентабельный вид". Но о вкусах не спорят, кому-то и уродливый сине-жёлтый "постамент" кажется презентабельным. Однако дело в другом – никакого "Переяслава" в 907 году не было, а был Переяславль Русский, да и дата его появления под большим сомнением, ибо первый князь переяславский – Всеволод Ярославич – княжил с 1054 года... Город явно не вписывается в рамки той истории, которую написало для него украинство...