ссылка

Вице-адмирал Макаров – воин, учёный, провидец

Ледокол «Ермак» у кронштадтского причала.1899 г.
Увеличить шрифт
А
А
А

Когда человек нашего времени впервые видит фотографию ледокола «Ермак», построенного в 1898 году по инициативе и под руководством вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, его невольно берёт изумление: неужели такие махины могли строить 120 лет назад?! Сегодня российский ледокольный флот является самым мощным в мире, однако стоит напомнить, что идея создания кораблей этого класса и начало арктических исследований в России напрямую связаны с Макаровым и его детищем – ледоколом, который современники ласково называли «Ермаком Степанычем»…

Степан Осипович Макаров
Степан Осипович Макаров

Но создание ледокола  – это лишь одна из ярких страниц жизни Степана Осиповича. А их было множество. Неутомимый мореплаватель, бесстрашный воин, талантливый учёный-океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, изобретатель, он в каждой из названных сфер деятельности достиг блестящих успехов.

Море как призвание

Место рождения Степана Макарова определило всю его дальнейшую судьбу: он родился 8 января 1849 года в Николаеве, колыбели Черноморского флота. Да и отец мальчика, Осип Фёдорович, был морским офицером. В 1858-м отца направили служить в Сибирскую военную флотилию, и семья перебралась в Хабаровский край, в Николаевск (с 1926 года – Николаевск-на-Амуре). В то время в городке проживало чуть более 1700 человек, имелось Морское училище, работал завод, где ремонтировали и собирали корабли.

В 1850-е в Николаевске насчитывалось около 200 домов
В 1850-е в Николаевске насчитывалось около 200 домов

Поступив в училище, Стёпа 12-летним подростком вышел в своё первое плавание на клипере «Стрелок», в 1863-м был включён в состав экспедиции русского флота к берегам Северной Америки, а в апреле 1865-го, превосходно сдав выпускные экзамены, завершил учёбу. С лета 1865-го Степан служил на корвете «Варяг», затем его перевели на корвет «Аскольд»; в 1867-м Макарова производят в гардемарины с зачислением в петербургский Морской кадетский корпус. Молодой гардемарин учится, ходит в продолжительные плавания, публикует свои первые работы в военно-научном журнале «Морской сборник».

Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге
Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге

В мае 1869-го 20-летнему Макарову присваивают звание мичмана. Летом того же года броненосец береговой обороны «Русалка», на котором находился Степан, чуть было не погиб: подводный камень в шхерах пробил его борт. «Русалку» удалось спасти, а Макаров, заинтересовавшись проблемой непотопляемости корабля, через год опубликовал в «Морском сборнике» работу, в которой предложил целый комплекс мер для борьбы с пробоинами. Его рекомендации были одобрены Морским техническим комитетом и осуществлены на практике в русском флоте.

Дерзость, смелость, изобретательность

В 1877-1878 гг. грянула русско-турецкая война, и Макарова назначили командовать кораблём «Великий князь Константин». До войны это был обычный пассажирский пароход. А с началом военных действий его, по инициативе и проекту Макарова, переоборудовали в минный транспорт, который использовался в качестве плавучей базы для спускаемых на воду минных катеров. Дело в том, что по условиям Парижского соглашения, которым закончилась Крымская война, Россия не могла иметь военные корабли на Чёрном море. И вот молодой командир «Константина», проявив недюжинную изобретательность, придумал способ для атак на вражеский флот: сначала скрытно доставить катера с минами на борту к гавани, где стоят турецкие корабли, а затем спустить катера на воду и атаковать неприятельские суда с помощью шестовых мин. Эти мины были сконструированы предельно просто: на конце длинного шеста крепился заряд, взрывавшийся при столкновении с судном.

В ночь на 28 мая 1877 года, подойдя к болгарскому порту Сулин, где стояли турецкие корабли, матросы «Константина» подвели мину к борту корвета «Иджлалиле». Взрыв вывел корвет из строя. В турецком флоте после этого распространились панические настроения, а его боевая активность резко упала.

Чуть позднее Макаров начал применять и самодвижущиеся мины – торпеды. 10 января 1878-го катера «Чесма» и «Синоп», спущенные с «Константина», осуществили первую в мире успешную торпедную атаку, потопив турецкую канонерку «Интибах».

Война была победоносной для России. Причём турецкий флот, более сильный по техническому оснащению, в ходе войны главным образом оборонялся, а более слабый русский флот вёл активные наступательные действия. Достигалось это за счёт применения новых способов ведения боя, в том числе и новых тактических приёмов Макарова.

После войны «Константин» вновь переключился на мирные рейсы. Во время одного из таких рейсов Степан Осипович познакомился со своей будущей женой, Капитолиной Николаевной Якимовской, – она возвращалась вместе с семьёй из Европы в Россию. 30-летний капитан сделал девушке предложение ещё на борту парохода; венчание состоялось 2 ноября 1879 года в Одессе.

«К Северному полюсу – напролом!»

В 1880 году для продвижения в Закаспийский край была снаряжена военная экспедиция во главе с генералом Михаилом Дмитриевич Скобелевым. Русским войскам предстояло пройти по пустыне около 500 км, преодолевая вооружённое сопротивление племени текинцев, получавших помощь от англичан. Снабжение могло идти только морским путём из Астрахани. И Скобелев предложил Макарову возглавить всю морскую часть в Ахал-Текинской экспедиции – именно так её назвали. Приняв предложение, Степан Осипович прибыл на Каспий в мае 1880-го и на протяжении всего похода перевозил через Каспий грузы – боеприпасы, снаряжение, локомотивы, вагоны, продовольствие.

С осени 1881-го Макаров командовал русским стационером «Тамань», стоявшим в Константинополе, затем – фрегатом «Князь Пожарский», корветом «Витязь», на котором совершил 993-дневное кругосветное плавание. Все эти годы он вёл самые разнообразные научные исследования: измерял направления и скорость морских течений и ветров, температуру воды и воздуха, брал пробы воды и грунта и т.п. В начале 1890-х, исполняя должность главного инспектора морской артиллерии, контр-адмирал Макаров изобрел для бронебойных снарядов специальные «колпачки» из мягкой стали, значительно увеличивавшие пробивную силу снарядов.

Что касается мыслей о постройке ледокола для арктических исследований, то они появились у Степана Осиповича ещё в 1892 году. В 1897-м он подал записку об этом в Морское министерство и выступил с докладом в Академии наук. Доклад вскоре вышел в виде брошюры «Об исследовании Северного Ледовитого океана», а чуть позднее её переиздали под куда более ярким, призывным, истинно «макаровским» названием: «К Северному полюсу – напролом!»

Строила ледокол британская фирма «Armstrong Whitworth» – под неукоснительным контролем и при участии Степана Осиповича, приехавшего в Ньюкасл. Инженеры шутили, что Макаров «обмёл бородой» все наиболее важные механизмы и узлы корабля. 1 марта 1899 года «Ермак», первый в мире ледокол арктического класса, вошёл в гавань Кронштадта, легко пройдя через ледяные поля Финского залива, и встречать его вышло чуть ли не всё население города-порта.

Подпись: Ледокол «Ермак»
Подпись: Ледокол «Ермак»

В декабре 1899-го вице-адмирал Макаров был назначен главным командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта. Находясь на этой должности, он ещё в феврале 1900 года подал в Главный морской штаб записку с предложениями об организации обороны Порт-Артура – главной морской крепости России на Дальнем Востоке. Предвидя военное столкновение с Японией, он писал о необходимости постройки большего количества укреплений, увеличения числа орудий, подготовки крепости к возможной блокаде. Всё, что предсказывал вице-адмирал, через четыре года произошло в реальности. Однако адмирал П.П. Тыртов, управляющий Морским министерством, наложил на записку уничижительную резолюцию, обвинив вице-адмирала в недооценке сил Тихоокеанской эскадры.

«Меня пошлют туда, когда дела станут совсем плохи»

Фердинанд Врангель, близкий друг Макарова, позднее рассказывал, что, когда он спросил у Степана Осиповича, доволен ли тот своим назначением на должность губернатора Кронштадта, он с печалью ответил, что «считал бы своим местом Порт-Артур». И добавил после паузы: «Меня пошлют туда, когда дела наши станут совсем плохи…».

Русские корабли в Порт-Артуре стояли на открытом внешнем рейде, хотя порт имел прекрасный, надёжно защищённый внутренний рейд. 26 января 1904 года Макаров направил в Морское министерство письмо, в котором подчеркнул этот момент и предупредил, что «пребывание судов на открытом рейде даёт неприятелю возможность производить ночные атаки», результат которых будет «очень тяжёл», и что корабли необходимо срочно перевести на внутренний рейд.

Буквально через несколько часов после этого, в ночь на 27 января, японский флот внезапно, без объявления войны напал на русскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура, выведя из строя несколько мощных российских кораблей. Тихоокеанской эскадре был нанесен серьёзнейший удар.

«Как бы подкрадываются сзади…»

Русско-японская война началась – и 1 февраля Макарова назначили командующим флотом в Тихом океане. Он выехал в Москву, оттуда на Дальний Восток, прибыв в Порт-Артур 24 февраля. Один из офицеров эскадры писал о настроениях среди моряков: «Наконец-то исполнилось желание всего флота: командовать будет Макаров, который успел приобрести как бы ореол военного гения».

Степан Осипович направляет в Морское министерство ряд требований; среди прочего, он предлагает план строительства миноносцев и их транспортировки к Тихому океану в разобранном виде по железной дороге. В порту он развернул работу по строительству нового дока; на подходах к базе были выставлены минные заграждения; активность русского флота резко возросла.

В один из последних дней своей жизни Макаров отправил сыну Вадиму письмо, в котором есть такие слова: «Тут идёт жестокая война… Русский флот творил и не такие чудеса, но я чувствую, о чём ты пока никому не скажешь, что нам, и мне в том числе, словно бы мешает – не адмирал Того [командующий японским флотом], нет, а как бы сбоку подталкивают, как бы подкрадываются сзади. Кто? Не знаю! Душа моя в смятенье, чего я никогда не испытывал. Начинаю уже чего-то улавливать, но смутно пока... Вот такое у меня настроение, сынок. Но знаешь об этом пока ты один. Молчи, как положено мужчине, но запомни».

Странный, загадочный, наводящий на размышления текст. И ведь 55-летний вице-адмирал, прошедший долгий путь боевого офицера, никогда не страдал ни повышенной мнительностью, ни беспочвенными фантазиями…

Эскадренный броненосец «Петропавловск»
Эскадренный броненосец «Петропавловск»

31 марта в 9 часов 30 минут эскадренный броненосец «Петропавловск», на борту которого находился Степан Осипович, подорвался на японских минах и затонул. Взрыв был колоссальной силы – от разрыва сдетонировал боекомплект корабля. Гибель вице-адмирала и «Петропавловска» стали громадной трагедией для русского флота – он оказался фактически обезглавленным.

Гибель «Петропавловска»
Гибель «Петропавловска»

Спустя 9 лет, в июне 1913-го, в Кронштадте был открыт памятник Макарову. На трёх сторонах постамента можно увидеть барельефы, содержание которых связано с наиболее выдающимися эпизодами из жизни вице-адмирала.

Памятник вице-адмиралу Макарову в Кронштадте
Памятник вице-адмиралу Макарову в Кронштадте

На первом барельефе изображено потопление торпедой турецкого «Интибаха». На втором – ледокол «Ермак» в арктических льдах. На третьем – взрыв «Петропавловска». А внизу выбита короткая, ёмкая фраза, которую нередко повторял вице-адмирал: «Помни войну!»

На заглавном фото. Ледокол «Ермак» у кронштадтского причала.1899 г.

639
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору

Читайте также

Московская победа русского ополчения

Флотоводец Дмитрий Сенявин

Балтийский «Варяг» капитана Черкасова

Четыре войны генерала Дьяконова

Адмиралы Бутаковы на службе Отечеству

Подвиг парохода «Старый большевик»

Лётчик-ас Иван Горбунов: цель жизни – служение Отечеству

Лётчик-ас Николай Скоморохов

Победитель шведского флота адмирал Василий Чичагов

https://odnarodyna.org/article/vice-admiral-makarov-voin-uchyonyy-providec