ссылка

Философ Иван Ильин и самостийная Украина

Увеличить шрифт
А
А
А

«Украина признаётся наиболее угрожаемою частью России в смысле отделения и завоевания. Украинский сепаратизм есть явление искусственное, лишённое реальных оснований. Он возник из честолюбия вожаков и международной завоевательной интриги. Малороссы суть ветвь единого, славянороссийского народа. Эта ветвь не имеет причин враждовать с другими ветвями того же народа и отделяться в отдельное государство. Отделившись, это государство предаёт само себя на завоевание и разграбление иностранцам. Малороссия и Великороссия связаны воедино верой, племенем, исторической судьбой, географическим положением, хозяйством, культурой и политикой. Иностранцы, подготовляющие расчленение, должны помнить, что они объявляют этим всей России вековую борьбу», – так в далёком 1919 году описал будущее самостийной Украины русский эмигрантский философ Иван Ильин. В наши дни это будущее стало настоящим.

Приблизительно то же самое о самостийной Украине писал польский политик Роман Дмовский в работе «Украинский вопрос» (Kwestia ukraińska) в 1933 году: «Нет человеческой силы, способной помешать тому, чтобы оторванная от России и преобразованная в независимое государство Украина стала сборищем аферистов со всего мира, которым сегодня очень тесно в собственных странах, капиталистов и искателей капитала, организаторов промышленности, техников и купцов, спекулянтов и интриганов, бандитов и организаторов всех видов проституции...

Все эти молодцы при участии наиболее хитрых, наиболее предприимчивых украинцев создали бы верхний слой, элиту страны. Однако это была бы своеобразная элита, потому что, кажется, ни одна страна не могла бы похвастаться такой богатой коллекцией международных каналий. Украина стала бы нарывом на теле Европы; люди же, грезящие о создании культурного, здорового и сильного украинского народа, созревающего в собственном государстве, убедились бы, что вместо собственного государства у них получилось международное предприятие, а вместо здорового развития – быстро прогрессирующие распад и гниение». 

Ильин вынужденно покинул Россию в 1922 г. на пресловутом «философском пароходе» после прихода к власти большевиков и поселился сначала в Германии, затем в Швейцарии. Здесь он продолжал напряжённую философскую работу вплоть до своей смерти 21 декабря 1954 г. Создание отдельной от России Украины и отречение новоиспечённой республики от исторического самоназвания «Малороссия» происходило при советской власти и Ильин прозорливо предрекал те беды, которые это принесёт жителям и России, и Украины.

Если ведущие политические мыслители делают в отношении одной и той же страны одни и те негативные выводы, значит, такую страну создавать не надо, ибо она принесёт больше горя, чем счастья. Но украинствующие демагоги, очаровав народ (толпу) яркими лозунгами, слепили на волне распада Советского Союза хилое здание самостийной государственности, которое сегодня под своими обломками хоронит своих граждан. Прямо по Вольтеру: «Во все времена все мудрецы говорили одно и то же, но глупцы поступали прямо противоположным образом».

Перечень внутренних причин болезненности самостийной Украины можно найти в книге Ильина «О сущности правосознания». Это произведение написано не про Украину, а про внутренние механизмы государственного строения как такового. Нарушение этих механизмов неотвратимо ведёт к крушению государства.

Государство является, прежде всего, духовным образованием, подчёркивал Ильин. Историческая ценность государства зависит от степени его ориентации на общечеловеческую духовность. Форма государственности должна соответствовать степени народного правосознания, так как «всякая реформа, несоразмерная с состоянием народного правосознания, может оказаться нелепою и гибельною для государства».

На Украине так и произошло. Правосознание населения бывшей УССР не доросло до создания полноценного государства, посему самостийная Украина быстро превратилась в националистический гадюшник. «Евромайдан» 2014 года стал возможен благодаря привлечению большого количества украинской молодёжи, хотя, как это выразил Ильин, «напрасно думать, что всякий человек, достигший двадцатилетнего возраста и не сошедший явно с ума, способен строить государственную власть... Политический акт, не выросший из здорового правосознания, гибелен и бессмыслен». 

Преждевременно созданное государство философ сравнивал с маленьким ребёнком, которого раньше времени няньки заставляли ходить. Такой ребёнок вырастет с кривыми ногами. Самостийная Украина – государство с кривой опорой, ибо украинская националистическая идея не обладает государственническим инстинктом, а украинское государство на карте появилось, но его население готово к этому совершенно не было.

«Государство построяется не по принципу корысти, а по принципу правоты и не по принципу конфликта, а по принципу солидарности. Каждый раз, как в политике начало корыстного конфликта выдвигается на первый план или торжествует над началами права и солидарности – так деструктивные элемент получает преобладение и государство вступает на путь разложения», – отмечал Ильин.

Тех, кто берётся за дело государственного управления ради личной корысти, а не движимый политическим правосознанием, Ильин называл чернью. К черни может принадлежат бедный и богатый, умный и глупый. Чернь отличается корыстною волею, убогим правосознанием и политической притязательностью, «она совершенно лишена сознания государственного единства и воли к политическому единению, и потому, предоставленная себе, быстро распадается на враждебные станы и шайки и начинает бесконечную гражданскую войну».

Это то, что мы видим на Украине. Эгоистичная чернь, пекущаяся только о личном обогащении, стояла у истоков украинской «самостийности». Она же поделила граждан на «неправильных» (Донбасс, Крым) и «правильных» (остальная Украина) и разожгла гражданскую войну.

Ильин особенно предостерегал от проникновения во власть демагогов, ибо демагог «выбирает путь наиболее пагубный для народного правосознания», а без здорового правосознания нет здорового государства. Демагог «обращается к худшему, что есть в человеке, и это худшее полагает в основу политики и власти». Обращаясь к толпе как к «суверенному народу», политик-демагог толкает её на преступления, воспитывает в народе политическую продажность.

Демагог и клоун Зеленский демонстрирует эту продажность на переговорах с США и Европой, бегая от одних к другим, обещая всем свою холопскую преданность. Подкупая толпу «противогосударственными, неосуществимыми, нелепыми посулами, он осуществляет худший, ибо наиболее утонченный и развращающий, вид политической коррупции, и в то же время творит политический обман, ибо нелепое обещание заведомо безнадёжно».

Зеленский признался, что западные политики не видели Украину в НАТО раньше и не видят сейчас. Зная безнадёжность курса в НАТО, Верховная рада, тем не менее, закрепила его в 2019 г. в конституции страны как внешнеполитическую догму. Это автоматически превратило Украину в экзистенциальную проблему для России, особенно после угроз главы Совета национальной безопасности Украины в декабре 2022 (за два месяца до начала СВО!) Алексея Данилова ударить ракетами по Москве, и сделало дальнейшие переговоры с Киевом практически бессмысленными. О том, что НАТО нацелен на противостояние с Россией, на Западе никто не скрывает, и Украина понимала печальные последствия своего шага. И всё равно его сделала.

Критики Ильина называют его симпатиком Гитлера. Делается это от злобы и вопреки реальным фактам для обесценивания его мыслей, оказавшихся чересчур прозорливыми. В 1933 г. Ильин действительно относился к национал-социализму положительно. Тогда Гитлер ещё не создал концлагеря, не совершал массовых казней и не развязывал войн. Приемлемым политиком его считали в то время многие правительства. Позже Ильин встал в жёсткую оппозицию к нацизму. Вызывался на допросы в гестапо, бежал от преследований в Швейцарию.

Его политическая философия актуальна по сей день.

14
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору