ссылка

Советский баталист Митрофан Греков: «Военным художником может быть не всякий…»

Заглавная иллюстрация. Художник Митрофан Греков на картине Г.И.Прокопинского
Увеличить шрифт
А
А
А

Картины Митрофана Борисовича Грекова, выдающегося ученика И.Е.Репина и Ф.А.Рубо, во всей полноте отразили ту сложную эпоху, в которой ему довелось жить. Художник был не просто очевидцем, но и активным участником многих событий, поэтому с документальной точностью фиксировал ужасы Гражданской войны, непримиримость сторон и трагедию людей, попавших в водоворот событий. Одним из самых выдающихся свершений Митрофана Борисовича стало создание художественной летописи Первой Конной, вызвавшей восторженные отзывы будёновцев и снискавшей художнику бессмертную славу. Эти знаменитые картины проникнуты таким знанием деталей, что позволяют мысленно перенестись в те огненные годы и ярко представить себе жизнь человека на войне.

Будущий художник родился на Дону в казачьей семье, однако традиционная казачья воинственность была ему чужда. Мальчик с детства любил рисовать, и родители сначала разрешили ему поступить в Одесское художественное училище, а потом в знаменитую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Здесь художественные навыки Грекова были раскрыты Репиным и Рубо, у которых Митрофан прилежно учился. К сожалению, мирные занятия были прерваны началом Первой мировой войны, и молодой человек отправился служить в лейб-гвардии Атаманский полк. Здесь он получил тяжёлое ранение и в революционный 1917 год вернулся домой.

В советское время в биографиях Грекова не слишком любили уточнять, что же делал на Дону молодой художник в годы Гражданской. Дело в том, что он сотрудничал с белым правительством и даже нарисовал несколько картин, посвящённых корниловцам.

«Корниловцы на привале», 1919 год
«Корниловцы на привале», 1919 год

Об истинных политических взглядах Митрофана Борисовича в те годы мы можем лишь догадываться, однако в 1920 году он открыто перешёл на сторону красных и до конца войны провёл в их рядах. Не исключено, что Греков, как и многие представители интеллигенции, менял взгляды в зависимости от сиюминутной ситуации.

Тачанка
Тачанка

 

Трубачи Первой Конной
Трубачи Первой Конной

 

Кавалерийская атака. Выезд на позиции
Кавалерийская атака. Выезд на позиции

На 20-е-30-е годы пришёлся пик успехов художника. Он создал не только свою знаменитую серию полотен, посвящённых истории Первой Конной, но и картины, изображающие военное прошлое России, а также знаменитую диораму «Штурм Перекопа». Рассказывая о своём мастерстве, Греков подчёркивал: «Военным художником может быть не всякий, хотя и самый одарённый живописец, и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулемётный обстрел».

После себя Греков оставил плеяду талантливых учеников (Н.Н.Жуков, В.С.Климашин, Л.Ф.Голованов и другие), продолживших его дело. 29 ноября 1934 года, через два дня после смерти мастера, была основана самодеятельная изомастерская имени М.Б.Грекова, в которой каждый желающий мог получить навыки рисования. Таким образом, благодаря Грекову и его помощникам искусство начало приобретать подлинно народный характер и в годы Великой Отечественной войны помогло советским людям приблизить Победу. Великолепная манера письма Митрофана Борисовича отчётливо читается на картинах его учеников, многое позаимствовавших у мастера.

Заглавная иллюстрация. Художник Митрофан Греков на картине Г.И.Прокопинского

41
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору
https://odnarodyna.org/article/sovetskiy-batalist-mitrofan-grekov-voennym-khudozhnikom-mozhet-byt-ne-vsyakiy