Украину заманивают в ловушку Троеморья

В Варшаве 25 апреля закончился саммит Инициативы Трёх Морей – инфраструктурно-экономического проекта, призванного синхронизировать товарные, энергетические, коммуникационные и финансовые потоки на пространстве между Чёрным, Балтийским и Адриатическим морями вдоль вектора Север – Юг вместо традиционного направления Запад – Восток.
В проекте участвуют Польша, Литва, Латвия, Эстония, Чехия, Словакия, Словения, Румыния, Болгария, Венгрия, Хорватия, Черногория, Албания и Австрия. Главный инициатор – Польша. Смысл запуска Инициативы Трёх Морей поляки описали просто – покончить с монополией в Европе единственного поставщика энергоресурсов, то есть России, в том числе через развитие сотрудничества с Украиной и Молдавией.
Если вы не собираетесь враждовать с Россией, её монополия вас бы не тревожила. Например, Германия – монополист на автомобильном рынке Европы, Бельгия – на европейском рынке алмазов. Против их монополии Польша не инициирует никакие проекты. Инициатива Трёх Морей нужна для реконфигурации энергетической и экономической архитектуры в Европе и их подгонка под условия потенциального вооружённого конфликта с Москвой.
Транспортно-логистические и энергетические артерии, запускаемые в рамках проекта, будут использоваться для снабжения и переброски на восток войск НАТО, на территорию Украины и Молдавии в том числе. Автомагистраль Via Baltica и железнодорожная линия Rail Baltica соединят Западную Европу с Финляндией, Прибалтикой и Польшей, подойдя чуть ли не вплотную к украинской границе. Президент Польши Анджей Дуда неоднократно подчёркивал, что в рамках Инициативы Трёх Морей Киев может ускорить военно-политическую интеграцию в структуры НАТО.
В Польше неслучайно называют Инициативу Трёх Морей просто Троеморьем – историческая аллюзия на доктрину Междуморья (Intermarium) диктатора-русофоба Юзефа Пилсудского. Тот в 1920-х носился с идеей создания антироссийского блока государств, расположенных между Балтикой и Чёрным морем. Нынешние польские стратеги пошли дальше и стремятся к консолидации на русофобской основе государств на пространстве между Адриатикой, Балтикой и Чёрным морем.
В прежние времена такая концепция в польской геополитике тоже существовала и называлась АВС (аббревиатура Адриатика – Балтика – Чёрное море). Смысл её был тот же, что и у Intermarium Пилсудского, но географический охват шире. В наш век к географическому охвату добавился энергетический вопрос – вместо российских энергоносителей Троеморье будет импортировать американские, хотя они на 30 процентов дороже.
Истинным вдохновителем Троеморья является Атлантический совет США и аппарат специального посланника и координатора Госдепартамента США по международным энергетическим вопросам в администрации президента Джо Байдена Амоса Хохштейна. Американцы умело подсказали полякам, как их доктрина АВС может стать идеологическим фундаментом масштабного американского геополитического и геоэкономического проекта, и поляки согласились.
На карте Европы территория, занимаемая Троеморьем, постирается от балтийских берегов Польши до черноморского побережья Румынии и Болгарии, старательно обходя стороной Сербию, образуя словно «серую зону» в балканской Европе. Сербия – традиционный союзник России, и её к участию в Троеморье не приглашают. Напротив, сербскую энергетику стараются изолировать и заставить Белград для её спасения проводить антироссийскую политику.
С приходом в Белый дом Дональда Трампа перспективы Троеморья поблекли. Трамп ищет разрядки напряжённых российско-американских отношений и не благоволит Троеморью. Он рад росту продаж американского сжиженного газа в ЕС, но против, чтобы газовый вопрос мешал нормализации отношений с Москвой, препятствуя его миротворческим усилиям.
Президент Чехии Пётр Павел в выступлении на саммите признал: «Мы сталкиваемся с военным давлением с Востока и политическим и экономическим давлением с Запада... Это давление может в конечном итоге привести нас к тому, что мы не будем зависеть от кого-то и будем иметь достаточно собственного потенциала».
Чтобы ЕС достиг собственного потенциала, ему предстоит выстоять в геополитических испытаниях, навалившихся на него из-за близорукой политики европейских политиков и еврочиновников. О чём они думали, ввязываясь в войну на стороне Украины в 2022 г.? Мелкие людишки, мелкие мыслишки.
Теперь ЕС не может выдержать финансового бремени войны из-за ухода США в сторону. Европейские столицы ищут способы повышения трат на оборону до 3-5% ВВП, увеличения количества выпускаемых боеприпасов, бронетехники и самолётов, дополнительного набора в армию. Весь мир увидел степень зависимости ЕС от американской военной машины.
И в такой нестабильный период существования Европы Брюссель призывает Киев продолжать полагаться на европейскую солидарность и активнее сотрудничать со странами Троеморья! Экономический ущерб Украины от участия в проекте очевиден, но ни брюссельских бюрократов, ни режим Зеленского это не волнует, ибо на кону стоит их личное политическое, а в случае Зеленского и физическое, выживание.
Если бы Украина стала частью Троеморья, она была бы вынуждена покупать американский газ у Польши и Литвы, так как на данный момент только в этих странах есть порты, принимающие корабли-газовозы из США. Венгрия наверняка постаралась бы сузить полномочия Киева в проекте ввиду проблем, существующих у Киева с Будапештом из-за нарушения украинскими властями культурных прав этнических венгров в Закарпатской области. Участие Будапешта в Троеморье продиктовано не желанием отказаться от российских энергоносителей, а стремлением получить доступ к ещё одному их источнику.
Тем же объясняется и членство Словакии в проекте. Так же и Австрия участвует в нём не ради нанесения вреда России, а ради диверсификации импорта энергоресурсов. Полностью отказываться от поставок из России эти государства не будут, ибо это означало бы замену одного монополиста (России) другим (США).
Для Украины Троеморье – синоним приговора украинской ГТС. Она будет работать только на импорт, но не на экспорт энергоносителей. Убытки для украинского бюджета вполне определённы. Особенно в ситуации, когда экономическое будущее самой Европы под вопросом. Ясно, что сохранения былого уровня жизни в Европе ожидать не приходится. Замкнувшись в своей русофобии, Европа говорит о давлении на неё с двух флангов, что означает для неё геополитическую изоляцию в случае, если она не сохранит внутреннее единство. Чешский президент эту проблему также упомянул в своём выступлении.
Но как Европе сохранить единство, если Венгрия и Словакия стоят в оппозиции к Брюсселю, Франция и Италия спорят, кому принимать мигрантов из Северной Африки, экономика Германии снижает темпы, финансовое положение Литвы далеко от радужного, в Ирландии проходят митинги с портретами Трампа и Путина против миграционной политики ЕС?
Запас прочности у Европы ещё есть, она не рухнет в одночасье, но ей придётся смириться со снижением её значимости на международной арене. Курс Украины в такую Европу вместо сотрудничества с другим и полюсами силы (Россия, Китай) – геополитическая нелепость.
Заглавное фото – ТАСС