Битва под Кызыл-Арватом

При покорении Средней Азии русская администрация столкнулась с многочисленными набегами, которые организовывали туркменские (текинские) племена на пограничные русские поселения. Кочевники, жившие разбоем, понимали только язык силы, поэтому любые договорённости с ними сохранялись ровно до того момента, пока были подкреплены штыками. Имела широкое хождение туркменская пословица «Где город, там нет волка, где туркмен, там нет мира». Она замечательно характеризует нрав дикого народа, который считал войну заурядной частью своей жизни.
В 1877 году царское правительство решило подчинить Кызыл-Арватский оазис, с территории которого часто совершались набеги. При этом оно надеялось, что туркмены не решатся на противостояние с русскими войсками и спокойно примут новую власть. Отряд, состоящий из 9 рот, 2 конных сотен, 8 орудий (1800 человек) возглавил генерал Н.П.Ломакин. В авангарде движения находился казачий отряд полковника Д.С.Навроцкого, численность которого составляла всего 250 человек.
24 мая 1877 года близ оазиса Кызыл-Арват Ломакин вызвал к себе Навроцкого и приказал ему произвести рекогносцировку местности. Все признаки указывали на то, что текинцы находятся неподалёку и готовятся к нападению. Собрав дивизион кубанцев Лабинского полка и туземную «милицию», Навроцкий выдвинулся вперёд и вскоре столкнулся с приближающимися толпами текинцев. Их нападение было столь стремительным, что казакам пришлось отражать вражескую атаку в конном строю.
То, что произошло дальше, показало высокую профессиональную подготовку русской армии. Несмотря на устрашающие крики и многочисленность неприятеля, Навроцкий приказал установить орудия и открыть из них огонь по приближающейся коннице. Неустрашимость небольшого русского отряда произвела впечатление на текинцев, которые в бою не отличались устойчивостью.
К сожалению, соотношение сил было слишком неравным, чтобы одержать победу. В определённый момент стало понятно, что текинцы со всех сторон окружают казаков и вскоре начнётся рукопашная схватка. На каждого кубанца приходилось по 10 врагов, патроны были на исходе, а фанатичные кочевники ободряли себя громкими криками «Алла!». Казалось, что отряду грозит неминуемая гибель, однако судьбе было угодно сохранить жизнь людям Навроцкого.
На помощь казакам пришли солдаты 9-го Дагестанского полка, посланные охранять пасущихся верблюдов и случайно оказавшиеся свидетелями сражения. Их рота открыла огонь по левому флангу текинцев и заставила их переместить основные силы на правое направление. К счастью, в это время подоспела горная батарея и 3-я рота Самурского полка, которые окончательно остановили вражеский натиск и заставили врага спасаться бегством.
Отступление неприятеля сопровождалось жестоким обстрелом и приводило к большим жертвам. Ударом по левому текинскому флангу Навроцкий усилил панику врага и окончательно завершил дело победой. На всём пути следования русских лежали трупы текинцев, которые туземные союзники подвергали глумлению. Вернувшихся в лагерь казаков восторженно приветствовал генерал Ломакин, который приказ оказать раненым первую помощь. Стычка окончательно убедила русского командующего в том, что текинцы не собираются сдаваться и готовятся к жестокому сопротивлению.
Битва при оазисе Кызыл-Арват стала блестящим успехом казаков и солдат Дагестанского полка. Она в очередной раз показала, что туркмены ничего не могут поделать с регулярной русской армией, имеющей высокий боевой дух. Несмотря на общую неудачу экспедиции Ломакина, успех полковника Навроцкого убедил текинцев в мощи русского оружия. Через несколько лет они были окончательно разгромлены отрядом генерала М.Д.Скобелева, который полностью подчинил край России.
Заглавная иллюстрация. Картина Верещагина «Нападают врасплох» из туркестанской серии