Становление российского парламентаризма: Первая Государственная Дума

Долгим и тернистым был путь Российской империи к парламентаризму. Самодержавие, привыкшее к абсолютной власти, крайне неохотно шло на любые попытки ограничения своих полномочий. Лишь первая русская революция, вспыхнувшая в 1905 году, заставила императора Николая II согласиться на издание манифеста, гарантировавшего подданным империи основные права и свободы. Одним из положений этого документа стал созыв Государственной Думы, которую царь предполагал сделать всего лишь совещательным органом. Тем не менее, продолжение революционных волнений и очевидное недовольство народа половинчатостью царских решений привело к тому, что Дума получила полные законодательные права.
К началу XIX столетия в России гражданское общество было ещё не до конца сформировано. Требование политических, а не экономических перемен исходило прежде всего от образованного дворянства и разночинной интеллигенции, а основная масса народа оставалась к ним равнодушна. Когда к политическим лозунгам добавились социальные, тогда и рабочие присоединились к революционным волнениям. Именно боязнь широкого народного восстания и заставила власти пойти на компромисс.
Соглашаясь на созыв Думы, Николай II старался всецело ограничить её деятельность. Во-первых, избирателями могли быть лишь мужчины, достигшие 25 лет и не имевшие судимостей. Во-вторых, император мог в любой момент распустить Думу, если она вступала с ним в противоречие по ключевым вопросам. В-третьих, парламентарии были ограничены в обсуждении вопросов назначения министров, внешней политики, а также введения военного или чрезвычайного положения. Каждый их законопроект должен был получать прямое одобрение от председателя Совета министров. Таким образом, царь старался всецело обезопасить себя от реальных ограничений, однако не учёл накала политической ситуации. Как оказалось, Дума вовсе не собиралась ему подчиняться и выполнять роль опереточного собрания.
При проведении выборов сословные предрассудки играли важнейшую роль. Для голосования было создано шесть курий – землевладельческая, городская, крестьянская, рабочая, казачья и инородческая. При этом одни землевладелец выдвигался от 2 тысяч избирателей, а крестьянин – от 30 тысяч. Не приходится удивляться, что при таком положении вещей подавляющее большинство депутатов Думы составляли крупные землевладельцы.
Крайне правые и крайне левые движения одинаково негативно воспринимали выборы в Думу. Первые считали, что парламентаризм станет крахом самодержавия и монархии в целом, а вторые не хотели ни в каком виде сотрудничать с царской властью. Тем не менее, позже большевики всё-таки изменили свою точку зрения, увидев плюсы участия в легальной политической деятельности.
В общей сложности в Думе оказалось 499 депутатов. К их числу относились: 121 землевладелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 16 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, три преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 представителей свободных профессий.
Первое заседание русского парламента прошло 27 апреля 1906 года под председательством правоведа С.А.Муромцева. Этот человек произнёс перед собравшимися проникновенную речь, вызвавшую аплодисменты: «Совершается великое дело; воля народа получает своё выражение в форме правильного, постоянно действующего, на неотъемлемых законах основанного законодательного учреждения. Великое дело налагает на нас и великий подвиг, призывает к великому труду. Пожелаем друг другу и самим себе, чтобы у всех нас достало сил для того, чтобы вынести его на своих плечах на благо избравшего нас народа, на благо Родины».
Несмотря на то, что открытие Думы происходило в обстановке внешнего согласия между царём и депутатами, уже первые попытки поставить власть под контроль столкнулись с ожесточённым сопротивлением царского двора. Попытки парламентариев добиться прекращения репрессий против участников революции, а также их проекты социальной модернизации империи были отвергнуты, а за всё время деятельности Государственной Думы был принят всего один законопроект о выделении государственного финансирования пострадавшим от голода. Таким образом, со всей очевидностью встал вопрос о сознательной профанации деятельности Думы со стороны Николая II.
Любопытно, что даже полностью ограничив депутатов в их полномочиях, царь всё равно остался недоволен их деятельностью. Шестого июля 1906 года он издал указ о роспуске Государственной Думы и объяснил это тем, что парламентарии уклонились от исполнения своих обязанностей и вторглись в сферу его интересов. Это вопиющее нарушение закона вызвало справедливое возмущение общества, которое продолжило революционную борьбу. Впрочем, окончательно от парламента Николай II отказаться всё же не решился. В скором времени была избрана ещё одна Государственная Дума, с которой у царя сложились не менее проблемные отношения.
Избранные депутаты первой Думы не смирились с царским произволом. Приехав в Выборг, они издали от своего имени воззвание, в котором призывали подданных империи к мирному гражданскому неповиновению. Власть отреагировала на подобные действия репрессиями и подвергала парламентариев тюремному заключению. Впрочем, опасаясь общественного мнения, Николай II сделал наказание почти номинальным – депутаты получили всего три месяца лишения свободы и лишились права заново баллотироваться в новую Думу.
Заглавное фото. Президиум I Государственной Думы и журналист М.Г.Болквадзе