Трагические уроки битвы при Цусиме

Так уж получилось, что в истории России поражения в битвах и войнах иногда оказывались не менее полезными, чем победы. Империя проводила пусть запоздалые, но масштабные реформы, начинала бороться с бюрократией и модернизировала армию и флот. К сожалению, за эту «работу над ошибками» нам приходилось платить жизнями солдат и офицеров, беззаветно преданных Отечеству.
Цусимская трагедия для российского общества начала XX века оказалась не просто проигранной битвой, но и экзистенциальным поражением. Дело в том, что на морях Россия почти неизменно побеждала и гордилась мастерством своих экипажей. Даже в эпоху Крымской войны, когда противник господствовал на суше, ему так и не удалось разбить нашу державу на море. Русско-японская война 1904 – 1905 годов показала, что недооценка противника преступно опасна и может привести к катастрофическим последствиям.
Символично, что Цусима оказалась последним крупным сражением русского флота с японцами. Ей предшествовали многие печальные и вместе с тем славные дела. Особенное место в истории конфликта заняла оборона Порт-Артура, в которой активное участие принимали русские моряки. Несмотря на то, что она закончилась капитуляцией крепости, японская армия в ходе штурмов понесла огромные потери. Бездарный генерал Куропаткин, назначенный императором руководить русскими войсками, оказался не на высоте положения и не смог остановить наступление врага. Его разгром под Мукденом чрезвычайно тяжело сказался на исходе войны.
Отчаянно пытаясь исправить положение, Николай II приказал отправить на Дальний Восток 2-ю Тихоокеанскую эскадру под командованием вице-адмирала З.П.Рожественского. Она должна была прибыть во Владивосток, соединиться с Сибирской флотилией и стать большой угрозой для японских коммуникаций. Учитывая положение Японии как морской державы, господство на море играло ключевую роль и могло переломить ход противостояния.
Японский адмирал Того Хэйхатиро знал о том, что русские корабли готовятся прорваться на Дальний Восток. Ему также было известно, что многие из них технически устарели и не могут на равных тягаться с новыми японскими броненосцами. Самый короткий путь к Владивостоку лежал возле острова Цусима, где в 1904 году японцы уже имели удачное столкновение с русскими моряками. Японский командующий приказал стянуть в Цусимский пролив все имеющиеся в наличии силы и основательно приготовился к предстоящему бою.
В отличие от японского адмирала, Рожественский знал гораздо меньше о своём противнике. Как и предполагали японцы, русский вице-адмирал двинулся к Цусиме, не опасаясь большого сражения. 27 мая 1905 года он увидел себя окружённым вражескими кораблями и был вынужден вступить в бой в невыгодных условиях. Сражение продолжалось два дня и 28 мая завершилась полным поражением русского флота.
Историки до сих пор разбирают причины Цусимского поражения. Они указывают на отсутствие технической модернизации кораблей, высокие боевые качества японского флота, неудачный выбор высшего командования (Рожественский сдался в плен врагу) и даже погодные условия. Вероятнее всего, все факторы сыграли свою отрицательную роль и привели к катастрофе. Позор Цусимы настолько потряс наших моряков, что в России срочно начались военные реформы, которые полностью изменили обстановку. Когда через девять лет Россия начала новую войну, то её морские силы действовали гораздо профессиональнее и нанесли врагу множество поражений.
Заглавное фото. Цусимское сражение на фотографии очевидца. 1905 год